Исключительная важность развития интереса к России

Форум Шотландия-Россия был основан 15 лет назад после закрытия Центра “Великобритания-Россия” (учрежденного как “Ассоциация Великобритания --СССР “ при поддержке правительства Соединенного Королевства в 1960-х) и его Эдинбургского отделения. Являясь полностью добровольной организацией, финансируемой за счет членских взносов, Форум ставит перед собой цель повысить интерес к России и ее соседям для улучшения взаимопонимания. Это реализуется благодаря ряду средств: главным образом, через проведение лекций и культурных мероприятий, а также через источники информации, такие как регулярные информационные бюллетени, полугодовой журнал, веб-сайты и социальные сети.

Необходимость повысить интерес стала все более и более насущной, поскольку Россия становится более отдаленной от повседневных проблем населения в целом – а не, как некоторые, возможно, надеялись, более вовлеченной после того, как препятствия советского режима были удалены. Установление контактов между людьми через туризм, деловую или культурную деятельность все еще слишком редко. Россия едва ли на слуху, кроме когда дело идет о политическом скандале, и оттого присутствует её восприятие в мире как странной / экзотичной / страшной и, что хуже всего, не важной большинству людей.

Эта ситуация достигла кульминации в Шотландии в 2010 в связи с объявлением, того, что национальная школьная экзаменационная комиссия, Scottish Qualifications Authority (SQA), после 2015 более не предлагает квалификацонный экзамен по русскому языку. Причина, конечно же, - низкий интерес, главным образом. отражающий общее снижение интереса к изучению иностранных языков по во всей Великобритании, что проиллюстрировано в прилагаемых таблицах. Результаты были предсказуемы – русский язык в Шотландии теперь преподается в очень небольшом количестве частных школ, включая субботние школы, которыми управляет диаспора. В таких школах есть возможность сдать английские экзамены GCE и GCSE на квалификацию русского языка.

Table-entry-to-exams
Table-lang

Многие, а может быть, и большинство учеников имеют русские корни. В государственном секторе есть горстка русских клубов или курсов в начальных и средних школах, и одна или две школы, предлагающих обучение по курсу “Языки для жизни и работы” для новичков в русском.

Результат - почти полное отсутствие какого –либо русского содержания – лингвистического или культурного – в школьном обучении учеников, за исключением истории 1917 года и Сталинского периода, которые являются факультативными курсами. Ученики редко слышат что-либо о России, а это одновременно отражает и укрепляет отсутствие осознания России в широких слоях общества, что чревато опасными последствиями для культурного и политического понимания.

SRF-website

Именно поэтому Форум “Шотландия-Россия” ставил задачу заинтересовать школы различными фактами о России, насколько позволяли ограниченные финансовые и человеческие ресурсы малочисленного добровольного общества. Так, например, мы предлагаем короткую презентацию о России и русском языке любым заинтересованным школам, выступаем на конференциях, организовываем стенды на разных мероприятиях и создали веб-сайт для детей (www.findoutaboutrussia.co.uk). Мы работаем в тесном сотрудничестве со множеством языковых организаций, в частности, с шотландской национальной языковой организацией, SCILT, которая очень поддерживает наши инициативы. Больше информации о наших действиях в этой области можно узнать на сайте www.scotlandrussiaforum.org/russian.html.

В отличие от большинства языков, преподаваемых в Великобритании, начиная с французского, немецкого и испанского языка и заканчивая китайским и японским, обучение русскому языку не поддерживается национальной культурной организацией. В сложившихся обстоятельствах до настоящего времени, деятельность Форума была возможной благодаря собственным ресурсам (запросы о даже незначительной финансовой поддержке российскими и шотландскими властями отклонялись). Таким образом, мы были очень рады получить щедрый грант от Фонда “Будущее России” в этом году. Грант будет направлен на создание онлайн материалов на сайте Британского совета SchoolsOnline, что позволит добавить русский язык к другим редко преподающимся языкам как арабский и польский, которые уже представлены на сайте. Мы будем проверять материалы, по крайней мере, в одной шотландской школе в скором времени.


И наконец, просьба о помощи. Члены РБТП осведомлены о важности знания языка и культуры, выстраивания успешных деловых отношений с российскими деловыми партнерами. Если Вы хотели бы помочь нам с каким-либо аспектом нашей работы со школами, пожалуйста, свяжитесь с Дженни Карр info@scotlandrussiaforum.org.


Онлайн-бюллетень

Related Article:

Bulletin Online

Дата публикации:

28 April 2019

Aвтор:

Jenny Carr, Scotland-Russia Forum

Kатегория:

Мнение

The Importance of Raising Interest in Russia

The Scotland-Russia Forum was founded 15 years ago, after the closure of the Britain-Russia Centre (originally set up in the 1960s as the GB-USSR Association with UK government support) and its Edinburgh branch. An entirely voluntary organisation funded by membership subscription, the SRF’s aim is to raise interest in Russia and her neighbours in order to improve understanding. This we have done through a variety of means – principally lectures and cultural events as well as information sources such as regular newsletters, a biannual magazine, websites and social media.

The primary need to raise interest has become increasingly urgent as Russia becomes more remote from the day to day concerns of the general population – rather than, as some might have hoped, more involved after the hurdles of the Soviet regime were removed. People to people contacts through tourism, business or cultural activity are still far too rare. Russia is hardly mentioned unless there is political scandal and so becomes perceived as odd / exotic / scary and, worst of all, irrelevant to most people.

This situation came to a head in Scotland in 2010 with the announcement that the national school examinations board, the Scottish Qualifications Authority (SQA), would not offer national qualifications in Russian after 2015. The reason of course was low take up, mainly reflecting the decline in language learning more generally experienced in the whole of the UK, which is illustrated vividly by the attached tables. The results have been predictable – in Scotland Russian is now taught in a very small number of independent schools, including Saturday schools run by the diaspora, where pupils can be entered for GCE and GCSE examinations.

Table-entry-to-exams
Table-lang

Many, probably most, of those pupils are of Russian heritage. In the maintained sector there are a handful of Russian clubs or taster courses in primary and secondary schools and one or two schools enter pupils for beginners Russian as a “Languages for Life and Work” qualification.

The result is an almost complete absence of any Russian content – linguistic or cultural – in pupils’ school experience, almost the only exceptions being some study of 1917 and of the Stalinist period as History options. Pupils rarely hear anything of Russia and this both reflects and reinforces the lack of awareness of Russia throughout wider society, with dangerous consequences for cultural and political understanding.

SRF-website

The SRF has therefore sought to interest schools in Russia in so far as the limited financial and human resources of a small voluntary society allow – for example we offer a taster presentation to any interested schools, speak at conferences, have a stand at a variety of events, and created a website for children (www.findoutaboutrussia.co.uk). We work closely with a variety of language organisations, in particular the Scottish national languages organisation, SCILT, who are very supportive. More information on our activities in this area can be found on https://www.scotlandrussiaforum.org/russian.html.

Unlike most languages taught in the UK, from French, German and Spanish to Chinese and Japanese, Russian teaching is not supported by a national cultural organisation. As a result, we have funded our work from our own resources up till now (requests for even occasional financial support from both the Russian and Scottish authorities being unsuccessful), so we were delighted to receive a generous grant this year from the Future of Russia Foundation. We will use it to create materials on the ‘British Council Schools’ Online website, allowing Russian to join other lesser taught languages like Arabic and Polish, which are already represented there. We will be testing these in at least one Scottish school soon.


And finally, a plea for help. Members of the RBCC will be very aware of the importance of cultural and (at least some) linguistic understanding to successful business relations with their Russian business partners. If any member would like to help us with any aspect of our work with schools please do not hesitate to get in touch: Jenny Carr info@scotlandrussiaforum.org.


Bulletin Online

Related Article:

Bulletin Online

Date Published:

28 April 2019

Author:

Jenny Carr, Scotland-Russia Forum

Category:

Opinion